Найти:

История создания Управления дорожного хозяйства Омской области

История государственного учреждения Омской области “Управление дорожного хозяйства Омской области” начинается с 18 декабря 1934 года. В этот день был создан дорожный отдел Омского облисполкома.

Первым начальником облдортранса был назначен Иван Григорьевич Силантьев. Это ему и его помощникам Павлу Михайловичу Беляеву, Александру Ивановичу Ильину, Ивану Федоровичу Косареву в теперь уже далекие 30-е годы прошлого века пришлось создавать областную дорожную организацию, которая могла бы более целенаправленно бороться с бездорожьем. В то время низкий уровень состояния существующих дорог, а в большинстве районов страны, в том числе и в Омской области, просто их отсутствие, все более входил в объективное противоречие с техническим прогрессом в отрасли автомобилестроения. Лозунг Остапа Бендера «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения!», поначалу выглядевший чуть ли не смешным, становился не просто серьезным, а приобретал (с известными оговорками конечно) важнейшее государственное значение.

В Омской области строительство дорог резко осложнялось из-за полного отсутствия месторождений каменных материалов.

Еще в документах 1929 года отмечалось: «Омский округ для дорожного строительства находится в исключительно неблагоприятных условиях… В Омском округе, как и во всей степной полосе, совершенно нет материала для покрытия полотна дорог каменной, гравийной и щебеночной одеждой. Этот материал надо завозить издалека, вследствие чего стоимость строительства дорог увеличивается в несколько раз, а объемы уменьшаются. Вполне может случиться, что округ намного отстанет в дорожном деле от других…»

Вот в таких условиях начинала работу вновь созданная дорожная служба. Перед ней стояла задача построить как можно больше дорог из имеющегося местного материала – грунта. Поэтому первоначально велось строительство грунтовых дорог с добавлением на некоторых участках песка и шлака. Со временем для устройства покрытий усовершенствованного типа начали применяться щебеночные материалы и нефтяные битумы. Первый километр асфальта (грунто-битумное покрытие) был уложен на Красноярском тракте в 1940 году.

В 1935 году Облдортранс создал вне плана четыре Машино-дорожных отряда на трактах и в районах области. На Павлоградском тракте, например, в состав оснащения отряда входило 4 грейдера, 2 катка металлических, 6 утюгов металлических, 15 деревянных. Аналогичные Машино-дорожные отряды стали работать на Красноярском тракте, в Называевском и Голышмановском районах. Кроме техники, которой располагали отряды, в Облдортрансе в наличии имелось 33 грейдера разных, 30 катков металлических, 724 утюга различных систем, 27 лопат конных, 220 катков деревянных, 265 канавокопателей, 2 автомобиля и 25 велосипедов.

В конце 1935 года Омский облдортранс был передан в ведение главного управления шоссейных дорог при Наркомате Внутренних Дел СССР и переименован в Облшосдор УНКВД по Омской области. С 01.07.38 года он реорганизован в Омский областной дорожный отдел с подчинением Главному управлению при Совете Народных Комиссаров РСФСР.

С июля 1953 года Облдортранс преобразован в Омское областное управление дорог и транспортного хозяйства.

Наряду с Облдортрансом, в Омске начал работать Западно-Сибирский трест машино-дорожных станций, организованный в 1954 году. Позже он получил название «Омскоблдорстрой». Возглавил его Венедикт Ксенофонтович Бордюжевич. Основная задача вновь созданного подразделения: строительство и капремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений в районах освоения целинных и залежных земель. Началось строительство таких дорог как Омск-Русская Поляна, протяженностью 149 км (окончено строительство в 1960 г.), Омск-Одесское – 87 км (1961-1969 г.г.); Оконешниково-Калачинск-Горьковское – 80 км (окончено 1961 г.) и др.

Кроме Облдоруправления и треста «Омскоблдорстрой», в Омской области работали и дорожные подразделения, которые строили и эксплуатировали дороги союзного значения. Автотрасса, идущая от Омска через Исилькуль до границы с Казахстаном, находилась в ведении курганских дорожников, а дорога Омск-Новосибирск и часть Черлакского тракта относились к новосибирцам.

Весь этот разнобой в действиях многочисленных дорожных подразделений, сосредоточенных в области не мог дать положительных результатов в развитии сети государственных дорог. Это подтверждается тем, что до 1969 года в области было построено всего 800 км автомобильных дорог с твердым покрытием.

Шли годы. Совершенствовалась организация производства, разрабатывались новые технологии дорожного строительства, на смену старшему поколению приходили молодые, более подготовленные кадры специалистов-дорожников. В 1969 году Облдоруправление возглавил Владислав Александрович Вигилянский. С ним связана целая эпоха в истории развития дорожного хозяйства Омской области. 29 лет руководил он этой важной отраслью народного хозяйства. За это время разрозненные дорожные организации были объединены в одно предприятие, получившее название Омскавтодор, маломощные производственные дорожные участки (ПДУ) превратились в современные, мобильные хорошо оснащенные дорожные ремонтно-строительные управления. Было построено 6387 километров дорог с твердым покрытием. Надежную транспортную связь с Омском получили все 32 районных центра.

С апреля 1998 года по июнь 2008 года управление дорожного хозяйства Омской области возглавлял Анатолий Александрович Кузнецов. Активный, напористый, он проявил хорошую способность работать в современных экономических условиях.

Благодаря активной и самоотверженной работе дорожников разных поколений в области появилась опорная сеть автомобильных дорог общего пользования, которая составляет — 10576 км, из них с твердым покрытием — 7270 км. В том числе автомобильных дорог федерального значения – 729 км.

На автомобильных дорогах общего пользования построено 142 моста и путепроводов общей длиной 7337 метров. В Омской области 1506 населенных пунктов, 922 из них имеют автотранспортную связь по дорогам с твердым покрытием.

Только за последние годы дорожники Омской области построили и осуществили ввод в эксплуатацию ряда важнейших объектов дорожно-строительного комплекса. В их числе участок автомобильной дороги федерального значения «Челябинск-Омск-Новосибирск», позволивший обеспечить прямое сообщение между промышленными центрами Урала и Западной Сибири, путепроводы через транссибирскую железнодорожную магистраль в районе г.Калачинска и р.п.Марьяновка, мост через р.Ишим в Усть-Ишимском районе, ряд мостовых переходов через малые реки на севере области, Западный обход г.Омска с входящими в него транспортными развязками.

Завершено строительство двух уникальных мостов через р.Иртыш и подходов к ним: метромоста им.60-летия Победы в г.Омске и моста у с.Самсоново в Тарском районе.

В ближайшие годы дорожными организациями предусматривается дальнейшее развитие сети автомобильных дорог. Это прежде всего завершение окружной дороги с вводом в эксплуатацию Западного обхода г.Омска.

Следующее направление – строительство автомобильных дорог на севере Омской области, где автомобильные перевозки являются основным видом доставки грузов. Приоритетное значение здесь будет отдаваться автомобильной дороге Тобольск-Тара-Томск.

На территории Омской области ряд объектов этой трассы уже введены в строй. Среди них мост у с.Самсоново через р.Иртыш, открыто движение на автодорогах Тевриз-Усть-Ишим и Самсоново-Екатерининское.

Кроме нового строительства, предусматривается реконструкция и капитальный ремонт существующей сети автомобильных дорог как федерального так и регионального значения.

Будут продолжаться работы по выполнению мероприятий безопасности дорожного движения.